Sunday, December 12, 2010

"Я болен гиперграфией". Интервью и ЖЖ Григория Чхартишвили/Grigory Chkhartishvili - interview & LJ

Люблю его, в чем признавалась, за книгу "Писатель и самоубийство". "Кладбищенские истории" понравились меньше - кажется, читала только "историческую" часть, пропуская "детектив". Но тоже нашла много близкого; чего стоит одна фраза:
"не люблю достопримечательностей. Очевидно, оттого, что они слишком отполированы взглядами, про них и так всё известно, в них нет тайны..."
Ну, и за японофилию и японоведение, конечно.
Было интересно почитать:

Григорий Чхартишвили отвечает на вопросы (лето 2010):


С моей точки зрения то, что вы делаете как Чхартишвили, безумно интересно, значимо, глубоко и серьезно. А то, что вы делаете в качестве Бориса Акунина, — скорее, некая игра. Как вы живете с таким колоссальным разрывом — смысловым, глубинным, интеллектуальным?

Григорий Чхартишвили: Я не один и тот же, я меняюсь. Первоначально я хотел просто развлечься и, если повезет, обрести финансовую свободу. Были и некоторые культур-мультур-задачи, но это, собственно, тоже из области «развлечься». «Пасти народы» я в голове не держал, да и сейчас подобных интенций не имею. Я пишу с одной главной целью: прожить свою собственную, а не навязанную мне внешними обстоятельствами жизнь. Причем наиболее органичным и естественным для меня образом. Пчелка вырабатывает мед, крот роет землю, ворона гадит на голову, а филолог продуцирует тексты. Насчет разных имен – это просто. Жанра, полностью совпадающего с моим внутренним устройством, я пока еще не нашел. Поэтому поворачиваюсь к себе и к читателю то одним боком, то другим.

У меня есть к Вам еще один личный вопрос. Я недавно был на Вашей «новой родине» в Сен-Мало и хотел бы спросить, почему многим русским писателям и деятелям лучше думается и живется вне собственной родины?

ГЧ: Про других ничего не знаю. Могу сказать про себя. Придумывается лучше здесь. Там лучше пишется. Видимо, воздух родины богат флюидами творчески-хаотческими и беден флюидами дисциплины.
[Сен-Мало (фр. Saint-Malo, брет. Sant-Maloù) — город и порт в Бретани на северо-западе Франции, находящийся на берегу Ла-Манша в устье реки Ранс].

Какими тремя национальными чертами японцев Вы бы украсили российский характер?

ГЧ: Сдержанность. Целеустремленность. А главное, трам-та-ра-рам, ВЕЖЛИВОСТЬ.

Как Вы отоситесь к таким явлениям современной японской массовой культуры, как аниме, разные-всякие "покемоны" и фильмы, перенасыщенные изощрённой жестокостью?

ГЧ: Ой, я в этом совсем не разбираюсь. И не особенно люблю. Не моя Япония.

И просто ответы, без цитирования вопросов:
Григорий Чхартишвили: Под «успешным романом» Вы имеете в виду бестселлер? Для того, чтобы он образовался, в идеале нужно сочетание трех факторов: качественный текст, толковая раскрутка и везение. При высокой величине третьего параметра два первых могут и отсутствовать.

...в принципе книжки, написанные вежливо, то есть легким языком, разумеется имеют больше шансов на коммерческий успех. Другое дело, что легкость изложения не обязательно означает скудость мысли. Как и стилистическая сложность не гарантирует нам мыслительных бездн.

Счастье для меня – это когда я утром что-то написал и остался доволен. Случается такое, как и положено счастью, очень редко.

Я болен гиперграфией. Если не пишу, то вроде как и не существую.

Литературу ничто не заменит – это единственный вид творчества, который делает невозможное: дает читателю шанс побыть другим человеком, продолжая оставаться собой. Слово богаче и пластичнее любых иных средств художественного воздействия.

Япония, потому что эстетизация простоты мне милей, чем эстетизация сложности.

Пишу я быстро, хоть и не так быстро, как в начале. Все слова мне надоели, а новые накапливаются с трудом...

* * *
"Суров Борис Акунин, он же Григорий Шалвович", - подумала я, увидев оборонные подступы к его ЖЖ. Чтобы иметь право комментирования, требуется пройти тестирование на предмет вашего соционического типа.

Симпатичный юморной дизайн, выполненный в стиле всего акунинского ЖЖ, - думала, что студией Тёмы Татьяныча, как и его мама, большого поклонника Акунина. Ан нет, сам ГШ указывает других тех-помощников.

В общем, понять писателя легко - уж очень много досужих "хомячков" шарится по интернет-просторам, и не все любят проводить время, дрессируя, глумясь и экспериментируя над ними, как делает тот же Тёма.

Да, а тест шуточный – ГШ просто призывает ЖЖ пользователей сбросить маски:

«Пришлите на адрес user.borisakunin@gmail.com письмо с Вашим именем, личным электронным адресом, результатом теста, а также, если пожелаете, с дополнительными сведениями о себе. Никто кроме меня этой информации не увидит, а мне интересно знать, с кем я разговариваю: пол, возраст, профессия, место жительства.
После этого я добавлю Вас в список членов Благородного Собрания, и Вы сможете оставлять комментарии. Если Вас не затруднит, в комментах прибавляйте к своему нику социотип — вместо визитной карточки».

Как всё непросто, однако. Я, правда, в благородное собрание не рвусь. Но отмечаю: строг, но справедлив. Мы-то о нём знаем – почему и автору читаемого ЖЖ не узнать что-то о своих виртуальных собеседниках? Я лично тоже не люблю комментаторов-анонимов из "закрытых" блогов.

ГШ: «Для меня очень важно видеть тех, кто со мной разговаривает – не анонимов с никами, а живых людей. Мне ужасно интересно читать то, что вы пишете. Я впечатлен разнообразием профессий, возрастов, интересов, регионов. Так что снобизм, в котором меня упрекают некоторые знакомые, тут совершенно ни при чем, совсем наоборот».


А новоначатый ЖЖ интересный.

История про собачьего сёгуна, например – проливающая свет не только на японцев, но и на ГЧ, заядлого собакофила, страдающего аллергией на предмет своей страсти! Вот это закон подлости.
Или (то, что у Кундеры называется «смешное бессмертие») «черный юмор судьбы», приводящей знаменитых людей к нелепому/ курьезному уходу в мир иной:
«нет ничего особенно умного в том, как умер Рильке (согласно распространенной версии, укололся о шип розы и получил заражение крови), но все-таки для поэта это недурно, даже логично», - уверяет ГЧ.
Никогда раньше не слышала этой версии смерти поэта, но на самом деле – поэтично; как красавица, уколовшаяся веретеном в детской сказке. Разве что без перспективы пробуждения.

Или статья:
Говорю это как человек, пролопативший страницы уголовной хроники русских газет, начиная с 1860-х годов (ранее в России то ли вообще не было преступности, то ли цензура не разрешала публиковать криминальные новости). Никакого изящества и вкуса в убийствах той эпохи нет. Обычное тупое зверство, часто бессмысленное и почти всегда пьяное. Газетные отчеты о душегубах «России, которую мы потеряли» вызывают тоску и отвращение. И всё время повторяется одно и то же: инфантильная неспособность понять что-то кроме сиюминутного шкурного интереса, без особенной заботы о последствиях. При этом не надо думать, что подобная одноклеточность присуща только людям «из простонародья».

* * *
Григорий Чхартишвили, из "правил жизни":

Всю свою жизнь я находился под сильным влиянием японской культуры и японского отношения к жизни. И один из самых важных уроков заключается в том, что к делу, которым ты занимаешься, следует относиться не просто как к способу заработать на жизнь, или выдвинуться, или прославиться, а как к Пути.

В Японии человек может работать кондуктором в электричке или пекарем, но при этом относиться к своему делу с почтением и полной отдачей. Искать в нем смысл жизни. И действительно, не столь важно, чем ты занимаешься. Важно двигаться к совершенству.

Повсеместная эксплуатация секс-тематики в современном мире означает, что рекламопотребляющая часть человечества а) сыта; б) не скована страхом. Как известно, при недоедании или в состоянии стресса половой инстинкт подавлен.

Иногда я чувствую себя каллиграфом, который пишет поэмы на рисовых зернышках, а потом эти зернышки ссыпают в пакеты и продают на килограммы. Наверное, так и должно быть. Поэмы нужны мне, читателю нужен рис. Всё по-честному.

полный текст, Esquire

* * *
материалы ГШ в этом блоге

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...