Saturday, October 23, 2010

Фотограф из Китая Лу Гуанг - интервью / Interview with Chinese photographer Lu Guang (2009)

Тема беседы – проект фотографа «Загрязнение окружающей среды в Китае»; положение людей, живущих на территориях экологического кризиса.

NetEase: Где Вы достали средства на свой проект?

Лу Гуанг: Это мои собственные сбережения. Я не такой, как многие китайцы. Я зарабатываю около 50 тысяч и мне этого достаточно. Другие люди зарабатывают 100 тысяч, даже миллион – и всё равно хотят получать больше. Мой стиль жизни, взгляд на вещи отличаются от большинства; я хочу, чтобы моя жизнь была как можно проще. Например, вчера я мог бы вернуться домой по реке, но сколько бы это стоило? 690. А на поезде? 210 юаней за ночь. Разумеется, я выбрал поезд. Приходится экономить, если есть возможность. Обычно люди останавливаются в гостиницах с номерами по 200, 300, 500 (юаней), я живу в гостиницах дешевле 100 (юаней).

NetEase: Как Вы отыскивали и отбирали места для съемок?

Лу Гуанг: Мне рассказывали друзья.

NetEase: Загрязненные территории обширны, как Вы выбирали, куда поехать прежде всего?

Лу Гуанг: Я постоянно путешествую и постоянно работаю. Куда бы я ни приезжал, там всегда есть друзья, готовые мне помочь. Мы обмениваемся телефонами. Когда что-то происходит, друзья звонят мне, и я сразу приезжаю. Иногда, правда, случается, что мне не удается пробраться на место, чтобы сделать фотографии.

NetEase: Вы говорите, что жили среди деревенских жителей. Какова самая распространенная реакция жителей загрязненных территорий, когда вы затрагиваете тему экологии?

Лу Гуанг: Когда начинаешь говорить о загрязнениях, люди становятся очень разговорчивыми. Например, такая история: «Здесь течет река Хонг (Hong River). 20 лет назад вода была чистая, было много рыбы, мы все купались в реке, использовали воду для орошения полей пшеницы. Но сейчас ничего этого нет. Много лет мы говорим об этом, писали властям, но никто ничего не решает. Поэтому теперь мы замолчали и больше не хотим жаловаться». Эти люди очень несчастны.

NetEase: Вы снимаете крайне загрязненные районы. Жители считают, что эта проблема угрожает их жизни, или же думают, что индустриальное развитие и экономический рост важнее?

Лу Гуанг: На самом деле, на жизни этих людей экономический рост никак не сказывается. Это приносит им только беды. Раньше у них были плодородные земли. В 1970-е были построены отличные сооружения для хранения воды, используемой для орошения полей. Но теперь всё загрязнено, воду больше невозможно использовать. Все водоохранные предприятия превращены в нечистоты. Грязная вода заразила подземные течения. Вся питьевая воды местных жителей – это подземные воды, колодцы и водонапорные башни. Вода поступает прямо в дома к людям, не так как у нас, – когда в кране вода уже очищенная. Люди годами пьют эту грязную воду и страшно болеют. Я беседовал с людьми в 3-5 километрах от реки Хонг и спрашивал, есть ли случаи раковых заболеваний. Они сказали, что есть, но немного – один-два больных за пару лет. А вот в деревне прямо на реке Хонг каждый год – десятки раковых больных. В одном и том же районе заметная разница.

NetEase: А что делают руководители в деревне близ реки Хонг по поводу загрязнений?

Лу Гуанг: Я говорю о деревне Zhang Yu Zhuang в районе реки Хонг. Руководство деревни совершенно беспомощно, они многократно обращались к городским и областным властям, но проблема не решается. Её не могут решить даже на уровне области, поскольку нечистоты сбрасывают выше по реке, из другого района с другими властями. Никто ничего не может решить.

NetEase: А как относятся к проблеме окружающей среды деревенские жители, которые нашли работу на таких неэкологичных предприятиях?

Лу Гуанг: Они рады экономическому развитию, но протестуют против загрязнений. Наилучший выход – продолжать развиваться, но снизить количество вредных выбросов. В деревне, к примеру, много пустующих домов. Но некоторые люди всё же работают на заводах – для них заработок очень важен. Но они приходят домой, закрывают двери, ложатся спать, – а наутро лица покрыты копотью, серые. Люди понимают, что если так будет продолжаться, их жизнь будет очень короткой...

NetEase: А областные власти как относятся к проблеме?

Лу Гуанг: Они просто молчат. Не могут ничего сделать. Большинство молодых людей сбежали и не хотят возвращаться в эти грязные районы.
[…] У деревенских жителей нет способов и путей защиты окружающей среды. Они жертвы. Каждый день пьют грязную воду. У них нет выбора, они бедны, не могут покупать минеральную воду, как богачи.
[…] Корни проблемы загрязнения – бизнесмены, которые стремятся к прибыли, невзирая ни на что. Они отбросили мораль и уничтожают окружающую среду. Барыши – всё, что их интересует.

NetEase: У тех, кто ответственен за загрязнения, и у их жертв нет равных прав для обсуждения проблемы?

Лу Гуанг: С кем говорить? Разве они дадут людям говорить? Вы хоть представляете, как они относятся к крестьянам? Мне бы надо показать вам настоящих фермеров. На них смотрят как на грязь; это самые бедные люди. Местные крестьяне просто задыхаются в нищете. Свободы слова у них нет. Говорят только богачи.

[…] Если Китай серьезно хочет решить проблему загрязнения, я лично считаю, что несколько человек из «Администрации по защите окружающей среды» (Environmental Protection Administration/EPA), или простое население, ничего сделать не смогут. Я уверен, что всё зависит от законодательства. Сейчас по китайскому Закону о защите окружающей среды (Environmental Protection Law) нет никакой криминальной ответственности, а максимальный штраф составляет всего 500,000 юаней. Для компании с ежегодным доходом в десятки и сотни миллионов – что такое 500 тысяч? Давайте, оштрафуйте меня! Это же смешной штраф. Совершенно бесполезная мера. Необходимо, чтобы виновные несли уголовную ответственность, нужны гораздо более суровые законы.
Владелец бизнеса, как лицо юридическое, будет гораздо осмотрительнее, находясь под сводом суровых законов. Тогда не понадобится контроль со стороны «Администрации по защите окружающей среды» или общественности. Если компании, нелегально загрязняющие среду, будут подвергаться судебному преследованию, загрязнений не будет. Сейчас наши законы недейственны, штрафы никого не пугают.

Что касается [социального] влияния моих фотографий – я не чувствую никакого. Влияние, воздействие создал не я, а средства массовой информации. Когда я делал эти снимки, я следовал импульсу, моим идеям, хотел сделать хорошую работу, чтобы как можно больше людей узнали правду. То, что вы называете влиянием моих фото – это заслуга неравнодушных интернет-пользователей. Многие люди очень, крайне обеспокоены проблемами окружающей среды в Китае. И китайские граждане тоже очень обеспокоены. Окружающая среда – это жизнь каждого из нас; Земля одна на всех.

[о роли гранта имени Юджина Смита/W. Eugene Smith Grant in Humanistic Photography]: Юджин Смит – американский фотограф, журналист. В 1970-е он сделал серию фоторепортажей об экологических проблемах в Японии. Эти фото изменили взгляд японцев на защиту окружающей среды. В 1970-е в Японии была масса проблем с загрязнением. В связи с социальным воздействием этих фотографий, отношение людей в Японии изменилось. Что касается моего гранта, во-первых, это признание моей работы, во-вторых – это значит, что мои фотоработы привлекут больше внимания людей во всем мире.

Информация о загрязнениях в деревнях Китая попадает ко мне очень быстро. Мне звонят друзья, а если меня интересует какая-то отдельная территория, я сам связываюсь с друзьями среди местных жителей и прошу кое-что разузнать для меня. Но я хочу подчеркнуть одну важную вещь: я снимал загрязнения только в одной небольшой части Китая. Есть множество мест, где я не побывал и не делал съемок, так что меня ждет масса работы. На настоящий момент я снял репортажи о трех реках: река Huai River, Янцзы и Жёлтая река. Но есть еще реки Hai River, Liao River, Songhua River, Pearl River, - эти четыре реки также чрезвычайно загрязнены. Я просто туда еще не добрался. Силы одного человека не безграничны, и время тоже. Возможно, репортаж об этих реках будет моим следующим проектом.

источник // перевод с английского языка - автор блога, Е. Кузьмина

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...