Saturday, July 10, 2010

154 года назад (10 июля н.ст.) родился Никола Тесла / Nikola Tesla (1856 -1943)

28 июня (10 июля н.ст.) 1856 - Никола Тесла родился в маленьком селении Смиляны в Лике, Австрийская империя (территория современной Хорватии). Его отец Милутин Тесла (Milutin Tesla) был православным сербским священником.

Автобиография "Мои изобретения":
«Отец был сыном офицера, служившего в армии великого Наполеона, и вместе со своим братом, профессором математики в крупном учебном заведении, получил военное образование, но позднее, что довольно необычно, стал священником и на этом поприще достиг высокого положения. Он был очень эрудированным человеком, истинным естествоиспытателем, поэтом и писателем, а о его проповедях говорили, что они столь же проникновенны, как проповеди Авраама в Sancta-Clara. Он обладал удивительной памятью и часто читал наизусть, не пропуская ни слова, из сочинений на разных языках. Он иногда шутил, что если бы некоторые классические произведения были утрачены, он мог бы восстановить их. Стиль его письма вызывал восхищение. Он писал короткими и выразительными предложениями, был остроумен и ироничен. Его забавные высказывания всегда отличались своеобразностью и меткостью. У него была странная привычка разговаривать с самим собой, он часто вел оживленные беседы на разные голоса и предавался жарким спорам. Случайный слушатель мог бы поклясться, что в комнате находилось несколько людей.».

Мать Георгина, по прозвищу Дьюка (Đuka Mandić), была дочерью священника. Зная на память множество сербских легенд, она так никогда и не научилась грамоте.

Мои изобретения
: «Моя мать происходила из старинного рода потомственных изобретателей, одного из древнейших в стране. Ее отец и дед придумали многочисленные приспособления для дома, фермы и для других применений. Она была, поистине, замечательной женщиной редких умений, смелости и силы духа, которая храбро встречала жизненные бури и прошла через многие тяжкие испытания. Моя мать была изобретателем по призванию и достигла бы, я полагаю, замечательных высот, не будь она так далека от современной ей жизни с ее благоприятными возможностями. Она изобретала и создавала всевозможные инструменты и приспособления и ткала тончайшие узоры из нитей, спряденных ей самой. Она даже высевала семена и выращивала растения и сама извлекала волокно. Она без устали трудилась с рассвета до поздней ночи, и большая часть одежды и обстановки в доме сделана ее руками. Когда ей было за шестьдесят, ее пальцы двигались достаточно проворно, чтобы в мгновение ока завязать три узелка».

Никола был четвёртым из пяти детей в семье. У него был старший брат Dane и трое сестёр. Брат погиб, когда Николе было 5 лет.

Мои изобретения: «Наши первые устремления - в чистом виде инстинкты, побуждения пылкого и необученного воображения. В самом деле, сейчас я чувствую, что если бы я понимал и ценил, а не сдерживал их, я бы существенно увеличил ценность того, что я оставил миру. Но пока я не достиг зрелого возраста, я не осознал, что я изобретатель. Тому было несколько причин. Во-первых, у меня был брат, необычайно одаренный, один из тех редких людей, феноменальный склад ума которых невозможно объяснить биологическими исследованиями. Его преждевременная смерть оставила моих родителей в неутешном горе. У нас жила лошадь, подаренная близким другом. Это было изумительное животное арабских кровей, обладавшее почти человеческой понятливостью, о котором заботилась и которое холила вся семья и которое при удивительных обстоятельствах спасло жизнь моего отца. На этой лошади лежит ответственность за раны моего брата, от которых тот умер. Я был свидетелем этой трагической сцены, и хотя с тех пор миновало пятьдесят шесть лет, мое зрительное впечатление от этого ни на йоту не утратило своей силы».
«Больше всего я любил книги. У моего отца была большая библиотека, и всякий раз, когда мне удавалось, я старался удовлетворить свою страсть к чтению. Он не разрешал мне этого и приходил в ярость, когда заставал меня на месте преступления. Он спрятал свечи, когда обнаружил, что я читаю тайком. Он не хотел, чтобы я испортил зрение. Но я раздобыл свечное сало, сделал фитиль и отлил свечки в оловянные формы, и каждую ночь я безжалостно эксплуатировал замочную скважину и читал, часто до рассвета, когда все спали, а мать начинала свою трудную ежедневную работу.

Однажды я случайно наткнулся на сербский перевод романа "Сын Абы", автором которого был Джосика, известный венгерский писатель. Это произведение каким-то образом разбудило мои дремлющие волевые качества, и я стал учиться самоконтролю. Сначала мои решения таяли, как снег в апреле, но через некоторое время я преодолел свою слабость и испытал удовольствие, какого никогда раньше не знал, - делать то, что хочется. После нескольких лет тренировок я добился такой полной власти над собой, что играючи справлялся со страстями, которые и для самых сильных людей означали погибель».

«До восьми лет я отличался слабым и нерешительным характером. Мне не хватало ни храбрости, ни сил для твердых решений. Мои чувства накатывались на меня как волны и всегда доходили до крайних проявлений. Меня угнетали мысли о страданиях жизни и смерти и религиозный страх. Мной управляли суеверия, и я жил в постоянной боязни злых духов, привидений, великанов-людоедов и других чудовищ темного мира. Затем совершенно внезапно произошло потрясающее изменение, которое направило течение всей моей жизни по другому руслу».

Однажды поздним вечером Никола сидел на крыльце и гладил любимого черного кота. Вдруг он заметил, что между шерстью и его пальцами начали проскакивать мельчайшие искорки, озарявшие сгущавшийся сумрак. «Что это?» – спросил он отца. «Очевидно это та же самая сила, которая живет в молниях,» – сказал тот, и ответ поразил десятилетнего мальчика сильнее чем любая молния. Теперь он думал только о таинственной силе электричества, которая могла убить человека, но так ласково и нежно касалась его рук.

1862 год – семья переехала в Госпич (Gospić). Тесла посещает Высшую реальную гимназию (Higher Real Gymnasium) в Карловаче (Karlovac). Программу 4-летнего обучения он прошел в три года.

Мои изобретения
:
«В годы отрочества я страдал от необычного бедствия по причине видений, являвшихся мне зачастую в сопровождении ярких вспышек света, которые искажали вид реальных предметов и мешали думать и действовать. Это были изображения предметов и сцены, которые я раньше действительно видел, но мне никогда не виделось то, что я воображал. Когда мне говорили слово - название какого-либо предмета, его образ живо представал перед моим взором, и иногда я был совершенно не в состоянии определить, являлось ли то, что я видел, материальным или нет. Это вызывало у меня сильное чувство дискомфорта и страха. Никто из ученых психологов или физиологов, с которыми я консультировался, не смог дать удовлетворительное объяснение этим необычным явлениям. Они кажутся уникальными, хотя я, вероятно, был предрасположен к этому, поскольку знаю, что мой брат испытывал такие же неприятности.

Сформулированная мной теория объясняет видения как результат отраженного от мозга сигнала на сетчатку глаза под влиянием сильного возбуждения. Они определенно не были галлюцинациями, порожденными нездоровым и мучимым болью сознанием, ибо в других отношениях я был нормальным и спокойным. Чтобы понять мои страдания, представьте, что я присутствовал на похоронах или на другом мучительном зрелище. Затем, неминуемо, в тишине ночи яркая картина этой сцены проявлялась перед моими глазами и застывала, несмотря на все мои усилия прогнать ее. Иногда она даже оставалась зафиксированной в пространстве, хотя я пронизывал видение рукой.
Чтобы освободиться от этих мучительных явлений, я пытался сконцентрировать свои мысли на чем-нибудь другом, виденном мною раньше, и, поступая таким образом, я часто добивался временного облегчения; но для этого мне приходилось постоянно вызывать в воображении новые образы.

Пока я проводил эти мысленные операции во второй или в третий раз, чтобы изгнать видения из поля моего зрения, это лекарство постепенно теряло свою силу. Тогда я подсознательно начал совершать экскурсии за пределы мирка, который я знал, и увидел новые пейзажи. Сначала они были расплывчатыми и мутными и таяли, когда я пытался сосредоточить на них свое внимание, но постепенно я преуспел в своих попытках зафиксировать их; они приобрели яркость и отчетливость и в конце концов приняли форму реальных предметов. Вскоре я сделал для себя открытие, что наилучшего состояния я достигал, если я просто продолжал двигаться по видеоряду всё дальше и дальше, получая всё время новые впечатления, и таким образом я начал путешествовать - мысленно, конечно. Еженощно (а иногда днем), когда я был один, я отправлялся в свои путешествия: видел новые места, города и страны, жил там, знакомился с людьми, заводил друзей и знакомых, и хотя невероятно, но это факт: они были мне так же дороги, как и те, что были в реальной жизни, и ни на йоту менее яркими в своих проявлениях.

Этим я постоянно занимался лет до семнадцати, когда мои мысли серьезным образом настроились на изобретательство. Тогда я, к своему удовольствию, увидел, что я с величайшей легкостью мог видеть внутренним зрением. Мне не нужны были модели, чертежи или опыты. Я мог столь же реально представлять всё это в мыслях.

С самого моего рождения было решено, что я стану священником, и эта мысль постоянно меня угнетала. Я очень хотел быть инженером, но мой отец оставался непреклонен».

Отец запрещал Николе учиться электротехнике, так как прочил сына в священники. Глубоко чувствуя жизненное призвание к электроинженерии, но не смея ослушаться, Никола тяжело заболел. Когда он находился почти при смерти и казалось, что мальчик уже не выживет, отец наконец принял желание сына. Словно чудом Никола быстро выздоровел.

1875 год – изучает электротехнику в Политехническом университете (Austrian Polytechnic) в Граце. Говорят, что учитель еще продолжал диктовать условия задачи, когда Тесла уже давал на неё верный ответ. Его понимание математики и физики было почти интуитивным, словно он родился со всеми этими знаниями, и оставалось только вспоминать то, что нужно…
Говорят, что Тесла обладал фотографической памятью и способностью запоминать целые книги.

Правда, в университете утверждают, что диплом Тесла не получил – он перестал посещать лекции на первом семестре третьего курса.

Мои изобретения:  
«После окончания учебы в Политехническом институте и в университете у меня было полное нервное расстройство, и пока длилась болезнь, я наблюдал многие явления, удивительные и невероятные…

Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения.

Непрерывная работа мысли способствовала развитию моих наблюдательных способностей и дала мне возможность познать истину огромной важности. Я замечал, что появлению мыслеобразов всегда предшествовали реальные картины, увиденные при определенных и, как правило, исключительных условиях, и каждый раз мне приходилось определять местонахождение первоисточника. Через некоторое время это стало происходить без усилия, почти автоматически, и я обрел необыкновенную легкость в увязывании причины и следствия. Вскоре я к своему удивлению осознал, что всякая мысль, зарождавшаяся у меня, подсказывалась впечатлением извне. Не только эти, но все мои поступки были внушены подобным образом. С течением времени для меня стало совершенно очевидным, что я был просто автоматом, наделенным способностью к движению, реагирующим на сигналы органов и мыслящим и действующим соответственно».

В декабре 1878 года разрывает все отношения с семьей и покидает Грац. Друзья считали, что Тесла утонул в реке Муре.

Об этих случаях на реке Тесла вспоминает в «Моих изобретениях»:
«Однажды лет в 14 мне захотелось напугать своих друзей, с которыми я вместе купался... Для меня тот купальный сезон был испорчен моей опрометчивостью, но вскоре я забыл, и уже через два года я попал в худшую ситуацию...»

В 1880 году Тесла переезжает в Будапешт, работает в Национальной телефонной компании (the National Telephone Company) инженером.

В 1882 году едет в Париж, работает инженером в компании Continental Edison Company.

Вскоре после этого Теслу разбудил сон, - приснилось, что умерла мать. «Я знал, что так и было». После смерти матери Тесла заболел и три недели выздоравливал в деревне Tomingaj, где родилась его мать.

Мои изобретения:  
«Мне было около двенадцати лет, когда я, приложив усилия, впервые успешно изгнал видение, но я никогда не управлял вспышками света, о которых говорил. Вероятно, они являлись моим самым удивительным и необъяснимым опытом. Обычно вспышки возникали, когда я оказывался в опасной или мучительной ситуации или сверх меры радостно возбуждался. В некоторых случаях я видел языки пламени в окружавшем меня пространстве. Их интенсивность отнюдь не ослабевала, но возрастала со временем и, по-видимому, достигла максимума, когда мне было около двадцати пяти лет. Каждый раз, перед тем как заснуть, я вижу бесшумно проплывающие передо мной образы людей и предметов. Когда я их вижу, то знаю, что скоро перестану ощущать окружающее. Если они отсутствуют и отказываются появляться, это означает бессонную ночь».

В 1884 году с рекомендательными письмами Тесла уехал в Америку, которая тогда слыла настоящим раем для изобретателей. В письме инженера Бачелора уже знаменитому Эдисону в числе прочих были и такие строки: «… Я знаю только двух гениальных людей, и один из них - это Вы, а другой - это стоящий перед Вами молодой человек».

6 июня 1884 года Тесла впервые в Нью-Йорке. Приехал он сюда не без происшествий - его обокрали, и в Америку путешественник прибыл голодным, без багажа, с четырьмя центами в кармане.

Так как Эдисон был сторонником постоянного тока, а Тесла - описанного им переменного, их взаимная нетерпимость вскоре переросла в настоящую войну. Эдисон сражался, не брезгуя никакими средствами и совершая публичные экзекуции над собаками и кошками с помощью так называемого электричества Теслы.

В 1886 году Тесла создает собственную компанию, Tesla Electric Light & Manufacturing.

В апреле 1887 года начинает изучать то, что позднее получит название рентгеновских лучей.

30 июля 1891 года 35-летний Тесла становится гражданином Америки.

В этом же году он оборудовал две лаборатории в Нью-Йорке.
В марте 1895 года в его лаборатории на Пятой Авеню случился пожар, в котором погибли многие исследования.

Вскоре с Теслой сблизился успешный делец Джордж Вестингауз - основатель и поныне известной компании "Вестингауз электрик". В начале 1890-х они осуществили строительство гидроэлектростанции на водопадах Ниагары, использовав 39 патентов Теслы.

Самыми близкими друзьями Теслы становились творческие люди. Он близко подружился с редактором журнала Century Magazine Робертом Джонсоном (Robert Underwood Johnson), который опубликовал несколько стихотворений сербского поэта Jovan Jovanović Zmaj (в переводе Теслы).

В этот же период Тесла пребывает под влиянием Ведической философии (индуизм), увлекаясь учением Свами Вивекананды (Swami Vivekananda). Будучи под влиянием индуизма и ведической мысли, Тесла начал использовать термины из санскрита для названий своих концепций в области материи и энергии.

После опытов в Колорадо в 1900-1901 годах Тесла в Лонг-Айленде под Нью-Йорком приступил к строительству всемирной передающей станции, которое так никогда и не закончил. Этот опыт, более известный как "Проект Уорлденклифф", финансировал американский стальной магнат Дж. П. Морган - личный друг Теслы.

Мои изобретения:
«Несмотря на пересуды света, Морган выполнил все свои обязательства по отношению ко мне. Мой проект был отложен из-за естественных законов. Мир к нему еще не был подготовлен. Он оказался слишком впереди времени, в котором возник. Но те же самые естественные законы, в конце концов, преобладают, и проект будет повторен. Это будет триумфальным успехом».

В интервью, данном 17 июля 1903 года в "New York Sun", Тесла усугубляет загадку: «Люди, которые так поражались моим экспериментам двухдневной давности и которые в последние два года больше бодрствовали, чем спали, могли столкнуться с поистине невероятными вещами. Как-нибудь, но не сейчас, я объявлю о чем-то, что не было описано ни в одной сказке».

В 1905 году внезапно, без видимой причины, покидает свою лабораторию, оставив внутри всё нетронутым. Насколько известно, он больше никогда не переступил её порога. И что еще удивительнее, он не вынес оттуда абсолютно ничего: ни одного расчета, ни одного наброска или документа, ни малейшей бумажки…

В 1919 году в американском журнале "Electrical Experimenter" под заглавием "Мои изобретения" вышла подборка автобиографический материалов. Они представляют единое целое, являясь автобиографией Теслы и драгоценным источником сведений о его исследованиях, его личности, характере, восприятии мира и человека.

В 1931 году к 75-му юбилею Теслы журнал Time поместил его фотографию на обложке, чествуя вклад Теслы в развитие электроэнергии.

**
Мои изобретения:
«Нетерпеливым реформаторам следует также помнить о вечном упрямстве человечества, которое скорее предпочтет безразличное попустительство осознанному ограничению. Истина в этом вопросе состоит в том, что мы нуждаемся в стимуляторах, чтобы наилучшим образом выполнить свою работу в существующих жизненных условиях, и в том, что мы должны проявлять умеренность и контролировать свои аппетиты и склонности во всех сферах. Именно так я и поступал в течение многих лет, сохраняя тем самым молодость души и тела. Умеренность не всегда была мне по душе, но я нахожу более чем достаточное вознаграждение в тех полезных познаниях, которые я в итоге приобретаю. В простой надежде соотнести некоторые опыты с моими принципами и убеждениями я привожу один или два примера. Не так давно я возвращался в свой отель. Ночь была очень холодная, дорога скользкая, и не было ни одного такси. За мной шел другой мужчина, который, очевидно, так же, как и я, стремился попасть под крышу. Вдруг мои ноги оказались в воздухе. В то же мгновение я ощутил вспышку света в голове, нервы отреагировали, мышцы сократились, я развернулся на 180 градусов и приземлился на руки. Я продолжал свой путь как ни в чем не бывало, когда незнакомец нагнал меня. "Сколько вам лет?" - спросил он, оглядев меня критически. - "Почти пятьдесят девять", - ответил я. - "Что из того?" - "Видите ли, - сказал он, - я видел, как такое проделывает кошка, но человек - никогда".

Некоторое время спустя я решил заказать новые очки и отправился к окулисту, который подверг меня обычным испытаниям. Он взглянул на меня с недоверием, когда я с легкостью прочитал самый мелкий шрифт на значительном расстоянии. А когда я сообщил ему, что мне за шестьдесят, он открыл рот от изумления. Мои друзья часто отмечают, что мои костюмы сидят на мне точно по фигуре, но они не знают, что вся моя одежда шьется по меркам, снятым почти 35 лет назад и никогда не менявшимся. В течение всего этого периода мой вес не изменился ни на фунт».

Никола Тесла бегло говорил на семи иностранных языках: знал чешский, английский, французский, немецкий, венгерский, итальянский и латынь. Увлекался философией. Ценил музыку.

Предположительно, страдал навязчивым неврозом (обсессивно-компульсивное расстройство), а также множеством необычных фобий и странностей.
Все предметы делил на и непреклонно требовал, чтобы номер его гостиничной комнаты делился на три. Испытывал физическое отвращение к драгоценностям, в частности к жемчужным серьгам.
Фанатичный приверженец чистоты и гигиены – страдал мизофобией (молизмофобией - патологическая боязнь загрязнения или заражения).

Мои изобретения:
"...я приобрел много необычных пристрастий, предубеждений и привычек; возникновение некоторых из них я могу объяснить воздействием внешних впечатлений, в то время как другие необъяснимы. У меня было жгучее отвращение к женским серьгам, но другие украшения, например браслеты, нравились больше или меньше в зависимости от дизайна. Вид жемчужины почти оскорблял меня, но сверкание кристаллов или предметов с острыми гранями и гладкими поверхностями зачаровывало меня. Я никогда бы не дотронулся до волос другого человека, разве что под дулом пистолета. Меня бросало в жар при взгляде на персик, а если где-нибудь в доме находился кусочек камфары, это вызывало у меня сильнейшее ощущение дискомфорта. Даже сейчас я не могу не воспринимать некоторые из этих выводящих из равновесия импульсов. Когда я бросаю маленькие бумажные квадратики в сосуд с жидкостью, я всегда ощущаю во рту специфический и ужасный вкус. Я считал шаги во время прогулок и высчитывал в кубических мерах объем суповых тарелок, кофейных чашек и кусочков пищи - иными словами, моя трапеза не доставляла мне удовольствия. Всем моим регулярно выполняемым действиям и процедурам надлежало делиться на три, и если я терпел неудачу, я чувствовал себя обязанным проделать это снова, даже если это отнимало не один час.
Одно время я испытывал маниакальное пристрастие к азартным играм, что очень волновало моих родителей. Для меня было высшим удовольствием сидеть за карточной игрой. Одно время я чрезмерно курил, что грозило разрушением моему здоровью. Тогда о себе заявила моя воля, и я не только перестал курить, но подавил всякое влечение. Когда-то давно я страдал от заболевания сердца, пока не обнаружил, что его причина - невинная чашечка кофе, которую я выпивал каждое утро. Я прекратил сразу же, хотя, признаюсь, это была нелегкая задача. Таким образом, я проверял и обуздывал другие привычки и страсти и не только сохранил свою жизнь, но и получил огромное удовлетворение от того, что большинство людей считают лишением или жертвой".

Он носил дорогие костюмы, был желанным гостем в любом аристократическом доме, на него заглядывались невесты из высшего круга. Но Тесла избегал званых приемов, да и женщин тоже. Журналисты окрестили его «одиноким волком» - за многочасовые пешие прогулки, которые стимулировали работу мысли гения. Одержимость Теслы наукой не знала границ. Для сна он отводил четыре часа, из которых два обычно уходили на обдумывание идей. Тесла брал патент за патентом, изобретения сыпались как из рога изобилия.

Жил Тесла в самых дорогих гостиницах. Прислуга удивлялась тому, что он ежедневно требовал по восемнадцать свежих полотенец. Если во время обеда на стол садилась муха, заставлял официанта принести новый заказ. Фобии и навязчивые состояния сочетались у Теслы с поразительной энергией. Прогуливаясь по улице, он мог во внезапном порыве сделать сальто. Или остановиться на аллее парка и прочесть наизусть пару глав из "Фауста". Порой замирал и стоял долго, напряженно о чем-то думая, не замечая никого вокруг. Изобретатель сам утверждал, что мог начисто отключать свой мозг от внешнего мира.

Тесла очень любил животных. Часто с нежностью вспоминал любимого кота из своего детства, «Великолепного Мачека» ("The Magnificent Mačak.")

Еще Тесла очень любил голубей и заказывал даже специальные семена, чтобы кормить птиц в Центральном парке. Иногда он даже приносил голубей с собой в гостиничный номер.

Тесла никогда не был женат, и заявлял, что его воздержанность чрезвычайно способствует его таланту как ученого. Тем не менее, множество женщин добивались его внимания и даже были страстно влюблены. Тесла вежливо отклонял эти романтичные притязания.
Тесла был склонен к уединению. Был воспитан и учтив. Многие знавшие Теслу описывали его позитивно и с восхищением. Роберт Джонсон (Robert Underwood Johnson) говорил, что Тесле присущи «удивительное обаяние, искренность, скромность, утонченность, щедрость и сила».
Его секретарь, Дороти Скеррит (Dorothy Skerrit), писала: «его гениальная улыбка и благородство осанки неизменно отмечали черты джентльмена, присущие и его душе».
Друг Теслы романист Натаниель Готорн (Hawthorne) писал, что «очень редко можно встретить ученого или инженера, который к тому же и поэт, философ, ценитель музыки, лингвист, и знаток изысканной пищи и напитков».

В то же время Тесла был подвержен приступам гнева. Он открыто выражал своё отвращение к людям с избыточным весом, однажды уволив секретаря из-за тучности. Нередко он критиковал одежду других людей, отправляя своих подчиненных домой переодеться.

Тесла знаменит своими качествами шоумена. Он демонстрировал свои изобретения публике как шоу, почти как фокусник. Это, кажется, противоречит его образу одиночки и его склонности к уединению. Тесла был чрезвычайно сложной личностью.

В зрелые годы Тесла близко подружился с Марком Твеном. Они много времени проводили вместе, Твен посещал лабораторию Теслы.

Последние 10 лет жизни Тесла провел в двухкомнатном номере 3327 на 33 этаже гостиницы Hotel New Yorker. Он утверждал, что его ежедневно посещает один белый голубь. Биографы пишут, что смерть этого голубя Тесла принял как знак, «последнее дыхание» для себя и своих работ.

Тесла верил, что войн нельзя избежать, покуда не устранена причина их возникновения. В своих трудах он искал способы сокращения расстояний, для лучшей коммуникации, понимания, перемещения и передачи энергии, как средства обеспечения дружеских отношений между народами.

Придерживавшийся безбрачия, Тесла в интервью 1937 года говорил:
«Несомненно, что тем, кто не сможет стать нормальными родителями, должно быть запрещено производить потомство».

В 1926 году Тесла комментировал пороки общества, в котором женщины не имели прав, будучи подчинены мужчинам, приветствуя борьбу женщин за равные права. Тесла верил, что в будущем женский пол станет доминирующим.

В поздние годы жизни Никола Тесла стал вегетарианцем. В статье для Century Illustrated Magazine он писал: «Несомненно, гораздо разумнее выращивать овощи. Я думаю, что вегетарианство – достойный путь избавления от варварских привычек». Тесла утверждал, что экономически невыгодно потреблять мясо, когда огромное количество людей голодает. Он был уверен, что «растительная пища превосходит мясную в плане воздействия на физические и умственные способности».
Он утверждал также, что убой животных – «ничем не оправданная жестокость» [Nikola Tesla, "The Problem of Increasing Human Energy". Century Illustrated Magazine, June 1900.].

В преклонном возрасте Тесла страдал крайней восприимчивостью к свету, звуку и прочим внешним воздействиям. Солнечного света он избегал - потому что часто попадал под воздействие мощных электромагнитных полей и его нервы приобрели особую чувствительность. Яркий свет причинял боль глазам, тихие шорохи звучали, как раскаты грома.

86-летний Никола Тесла умер в полном одиночестве в своём гостиничном номере 3327 в начале января 1943 года. Датой смерти считается 7 января. Тело было обнаружено горничной и директором гостиницы лишь спустя несколько дней после смерти.

"Tesla died penniless, alone with his pigeons".
(источник)

12 января состоялись похороны в соборе Cathedral of Saint John the Divine в Манхеттене, Нью-Йорк. Тело кремировали, урну с прахом установили на Фернклиффском кладбище в Нью-Йорке. В 1957 году она была перенесена в Музей Николы Теслы в Белграде.

источники: wikipedia (перевод с английского мой); 2, 3

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...