Friday, July 17, 2009

индивидуалист и чудак Арманд Шультесс (Armand Schulthess, 1901-1972)

После фильма «Шультес» обнаружила в Сети информацию о необычном швейцарце, почти тёзке протагониста. Интересно, откуда Бакурадзе взял фамилию своего персонажа?
Общего у Шульте(с)сов, можно сказать, немало: этакие «вещи в себе», странные одиночки-отшельники, живущие в собственном мире.

"В 1951 году в швейцарском лесу, рядом с местечком Auressio, стали появляться жестяные таблички с цитатами из научных трудов. Таких жестянок, сделанных из консервных банок, было невероятное количество: на деревьях, кустах, склонах горы. Они свисали гирляндами, соединялись в сеть, центром которой был дом. Оказалось, что таблички развешивает 50-летний Арманд Шультесс (Armand Schulthess) – недавний владелец виллы, который решил начать новую жизнь. Он создал тотальную инсталляцию – гигантскую таблицу знаний. Причем, по внешнему периметру были развешены таблички со сведениями по геологии, астрономии, атомной физике, а ближе к дому – цитаты из социологии, психоанализа и эзотерики. Человечество накапливало все больше знаний, и один экстравагантный каталогизатор уже не мог их систематизировать".

"В дом к Шультессу из гостей практически никто не попадал. Там находилась святая святых, сосредоточение тропинок его живой библиотеки, более 70-ти им написанных и переплетённых книг на "деликатные темы", в которых вопросы анатомии, секса и брачной жизни, сдобренные всевозможными иллюстрациями, перемежались со сложными астрологическими расчётами планетарных констелляций и годовых циклов. Эти тома как бы завершают схоластические построения из цитат и перекрёстных ссылок за стенами дома, и впускают наконец в реальность табуизированную вовне изобразительность".

источники: 1, 2

Арманд Шультесс жил в полном одиночестве, детей не оставил, а дальние родственники-наследники (сам он был приёмным ребенком) после его смерти полностью уничтожили дом и "философский сад знаний".
К сожалению, удалось отыскать совсем немного информации об удивительном энциклопедисте. Жаль. Интересно было бы узнать о его жизни подробнее - как рос? учился? как складывались его отношения с людьми? что заставило взяться за создание "энциклопедии в лесу"?

мои переводы об уникальном отшельнике и его работе

UPD:
Готовя материал о Шультессе, обнаружила вот эту информацию:

"Искусство аутсайдеров (англ. outside-art - искусство со стороны) – художественное направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение с конца XX в. Искусство аутсайдеров, или «посторонних», включает в себя творчество людей, находящихся вне общества, - душевнобольных, инвалидов, заключенных, детей, всевозможных маргиналов.

Описание ментальных (патологических) состояний, связанных с проведением разного рода ритуалов, обнаруживается еще в Греко-римской культуре. В христианской иконографии точное отображение признаков душевной болезни содержали изображения изгнания дьявола из людей. Сюжеты с прокаженными, изгоями, «повредившимися в уме» особенно распространены в средневековом искусстве (творчество П. Брейгеля Старшего и И. Босха).

Радикальный поворот в сторону интереса к обитателям «домов безумных» связан с XVIII веком и господствующим тогда в искусстве романтизмом, породившем идею близости гениальности и помешательства. Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы исследованиями творчества душевнобольных, представленных в крупных коллекциях врачей-психиатров В.Моргентхаллера, Г.Принцхорна. Опубликованные сведения вызвали огромный интерес со стороны как отдельных художников (П.Пикассо, П.Гоген), так и целых направлений (экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм), считающих самовыражение людей, не затронутых цивилизацией, истинным творчеством".

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...