Saturday, July 11, 2009

сегодня 165 лет назад умер поэт Евгений Баратынский (или Боратынский) / 19 февраля (2 марта н.ст.) 1800 — 29 июня (11 июля н.ст.) 1844

***
Мой дар убог и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И, как нашел я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.

1829

Когда мне было 17 лет, прочла книгу Дмитрия Голубкова "Недуг бытия", о Баратынском. «Второстепенных» поэтов школьная программа не жаловала, так что открывала его для себя сама.

"...Еще одна осень. Зима пронесется - а весною в Петербург. Искать службы, смывать черное пятно... Почто награждает нас высшее существо жизнью? Почто обольщенья надежд, игра воображенья, коль все живое обречено смерти и ничтожеству?... ".

- Смерть - это не предел жизни, а ее недуг. Почти все области бытия нашего заражены ею, и большинство людей лишь играют в живых. А на деле они - Гофмановы куклы, танцующие под заведенную музыку. Ну, не хмурься: ты ведь любишь Гофмана. Истинно существует очень немногое: несколько чудаков, десятка два старых книг, древние деревья. Какие-то фразы, стихи...

- Morte per emozione,- пробормотал лекарь полувопросительно. - Il signore era poeta... {Смерть от воображения... Господин был поэт... (итал.)}

*
"В Неаполе Анастасии Львовне [жене поэта] стало плохо. Евгений Абрамович так переживал за ее здоровье, что ночью с ним сделался нервный удар. А на утро его не стало. Этому удивительному мудрецу было всего 44 года". (из статьи)

***
На что вы, дни! Юдольный мир явленья
Свои не изменит!
Все ведомы, и только повторенья
Грядущее сулит.

Недаром ты металась и кипела,
Развитием спеша,
Свой подвиг ты свершила прежде тела,
Безумная душа!

И, тесный круг подлунных впечатлений
Сомкнувшая давно,
Под веяньем возвратных сновидений
Ты дремлешь, а оно

Бессмысленно глядит, как утро встанет,
Без нужды ночь сменя,
Как в мрак ночной бесплодный вечер канет,
Венец пустого дня!

1840

***
Иосиф Бродский: "...И, если уж мы говорим о Баратынском, то я бы сказал, что лучшее стихотворение русской поэзии - это "Запустение". В "Запустении" все гениально: поэтика, синтаксис, восприятие мира. Дикция совершенно невероятная. В конце, где Баратынский говорит о своем отце:
"Давно кругом меня о нем умолкнул слух,
Прияла прах его далекая могила.
Мне память образа его не сохранила..."
Это очень точно, да? "Но здесь еще живет..."
И вдруг - это потрясающее прилагательное: "...его доступный дух". И Баратынский продолжает:
"Здесь, друг мечтанья и природы,
Я познаю его вполне..." Это Баратынский об отце...
"Он вдохновением волнуется во мне,
Он славить мне велит леса, долины, воды..."
И слушайте дальше, какая потрясающая дикция:
"Он убедительно пророчит мне страну,
Где я наследую несрочную весну,
Где разрушения следов я не примечу,
Где в сладостной тени невянущих дубров,
У нескудеющих ручьев..."
Какая потрясающая трезвость по поводу того света!
"Я тень, священную мне, встречу".
По-моему, это гениальные стихи. Лучше, чем пушкинские. Это моя старая идея. Тот свет, встреча с отцом - ну, кто об этом так говорил?"
(Соломон Волков. Диалоги с Бродским)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...