Friday, May 16, 2008

Открытие: художница Сью Коу (род. 1951) / Sue Coe, an artist and visual activist

Когда Далай-ламу спросили: «Как нам изменить мир?»,
он ответил: «Научив наших детей быть добрыми к насекомым».
(Сью Коу, из интервью)

...Всю неделю неотрывно переводила интервью с художницей-активисткой, ставшей для меня открытием (нашла её имя в списке знаменитых вегетарианцев, стала искать подробности. Но в русскоязычном интернете нет почти ничего об этой художнице. Совершенно недопустимо!).
Поразительный пример последовательности.
Безмерное уважение и благодарность.

(картина Сью Коу "Первое маленькое убийство", отсюда)

Родилась в семье рабочих, 28 ноября 1951 года в г. Темворт (Tamworth, Staffordshire), Великобритания.
Будущая художница-партизанка выросла в рабочем квартале Ливерпуля. По соседству была расположена бойня и в дни забоя слышались пронзительные крики убиваемых животных: "...я жила среди невинных созданий, обреченных на смерть, и среди мемориалов погибшим на войне. Идеальный инкубатор для созревания творческих идей", - рассказывает Сью Коу в интервью.

В 16 лет работала на фабрике; в 17 поступила в Королевскую Академию искусств (Royal College of Art) в Лондоне. Во время войны во Вьетнаме втянулась в политическую борьбу.

В 1972 году Сью Коу перебралась в Америку, где её работы, посвященные таким проблемам, как Ку-Клукс-Клан, голод в Эфиопии и северо-ирландский терроризм, были приняты очень хорошо.
- Здесь нет воинствующей классовой системы, а есть многообразие культур и непредвзятость, и это побуждает действовать, - говорит художница.
Долгие годы жила в Нью-Йорке, работала в ряде изданий (New Yorker, Village Voice, the Nation, Time, Newsweek, Rolling Stone, Esquire и Mother Jones), преподавала в Школе изобразительного искусства.

Пять советов Сью Коу начинающим художникам:
• Ставьте жизнь выше искусства.
• Ставьте искусство выше денег.
• Прежде, чем искусство станет орудием борьбы во имя перемен, оно должно стать искусством.
• Быть верным себе, без страха и без покровителей.
• Количество бытовой техники в вашем доме пусть будет сведено к минимуму.

К середине 1980-х Коу сконцентрировала внимание на тяжелом положении животных, особенно тех, которых люди убивают для своих нужд. В течение шести лет Коу изучала проблему и посещала скотобойни и инкубаторы по всей территории США.
- Я хочу, чтобы [люди] продолжали изучение проблемы. Я не пытаюсь обратить их в новую веру. Я говорю: Убедитесь сами. Пойдите на скотобойню. Посмотрите, что там происходит. А если не можете, спросите себя – почему, - говорит Сью Коу.

О животных как главной своей теме художница говорит - рисовала их с самого детства:

Сью Коу
: Мой самый первый детский рисунок был о животных...
Этот интерес возник не сию минуту; работа началась в 1986 году. Деятельность такого рода в течение столь долгого времени - занятие крайне трудоёмкое. Сотни и сотни эстампов и картин, посвященных подобной проблеме – к такому невозможно относиться с лёгкостью. Я неразрывно связана с темой животных вообще и проблемой мясной индустрии в частности. Хотя это не исключает тематику остальных картин, например, проблемы рабского труда или СПИДа.

Неудивительно, что Сью Коу - вегетарианка. Долгое время она жила в небольшой однокомнатной квартире в Нью-Йорке, посвящая себя работе:
- Я не покупаю ничего ненужного мне. Моя работа важнее, чем обладание микроволновкой.

А в 2001 году художница перебралась в крохотный экологичный домик за городом, штат Нью-Йорк.


(фото из моего личного архива: лето, Сью Коу и её истомленные жаждой собаки, 2008 год)

Сью Коу в интервью: «Да, у меня есть «избранные» животные-компаньоны… те, которые избрали меня. И дикая природа вокруг. Мне кажется, это животные делят со мной свой дом. Это - их мир, а я только живу в нем.
Животные-компаньоны – две собаки, питбули, одна крыса, четыре кошки... Все они были брошены; а теперь живут со мной.
Для меня вечером лечь в постель – нелегкая задача; лучшие места уже заняты собаками.
В дикой природе по соседству живут медведица с двумя малышами-медвежатами, много оленей, дикие индейки, скунсы, опоссумы, еноты, змеи, лягушки, орлы, много мышей, огромное число птиц и белок».
(три собаки в домике Сью Коу; 2008 год; фото из личной коллекции автора блога)

О своей житейской философии Сью Коу говорит:
«Всё просто: неизменно ставить на первое место интересы животных. Что бы я ни делала, я помню об этом... Легко сказать, но трудно осуществить. Еще - не отвечать на насилие и ненависть (= невежество) таким же гневом и ненавистью; но всегда реагировать с состраданием - это тоже непросто!
...я не могу избавиться от мыслей, что миллиарды животных умирают на бойнях, в страшных муках, ради того, чтобы их тела были съедены людьми... Мои работы обращены к людям, показывают им всё это, - чтобы не я одна была свидетелем, очевидцем этих мучений...
В большинстве своём эти страдания - бесполезные, искусственные бедствия, созданные людьми, как например мясная промышленность. Голод, землетрясения и вирусы... мы не должны изобретать новые страдания; их на земле и так достаточно.
И я уверена: раз эти страдания созданы руками людей – их можно руками людей и разрушить, всё изменив. И в этом изменении важную роль играет искусство.

...нынешние молодые люди гораздо раньше, чем когда-то я сама, поняли, что улучшать мир следует, начав с собственной тарелки. Есть много такого, что мы не в силах контролировать, но отказ от мясоедения – единственное, что мы можем сделать для предотвращения неимоверных страданий и жестокости. Это сознание проходит через любые границы, расы, гендерные и экономические условия, то есть объединяет людей во всем мире».

(экологичный домик Сью Коу, 2008 год - фото из моего личного архива)

Сью Коу в интервью (2007): «Я отвергаю само понятие «карьера», поскольку это звучит как нечто разработанное, запланированное, нечто вне тебя самого.
Если спросить профессиональных иллюстраторов, сделала ли я карьеру, - сомневаюсь, чтобы они ответили утвердительно. Если спросить владельцев галерей, торгующих произведениями искусства, сделала ли я карьеру, - вряд ли они сказали бы да.
Мне всегда казалось, что жизнь и работа сливаются в одно целое. Ганди сказал: «Стань тем изменением, которое хочешь увидеть». Я попыталась это сделать. Я живу в небольшом домике на солнечных батареях, в лесу; я строгая вегетарианка (веган).
Но это ничего не значит, если тебе кажется, будто ты знаешь все ответы, если пытаешься контролировать и манипулировать другими, никого уже не слушая.
Так что всё дело в балансе и гармонии, которых, по сути, никогда не достигнуть.

...Жизнь всеведуща. Чистота, целостность - не вещи, чтобы их иметь и отнести в банк... это – состояние, которое необходимо вырабатывать каждый день, в каждом решении, большом и малом. Искусство - светлячок, скользящий в небе, порхающий и исчезающий из виду; и каждый человек преследует этот мерцающий свет, памятуя при этом, что смирение и потери – тоже часть игры».

*
Визуальная журналистка, "графический очевидец", строгая вегетарианка (aspiring vegan, как называет сама себя, потому что водит машину и покупает киноплёнку).
Живет в крошечном домике на солнечных батареях, который по совместительству - её студия.
С самого начала она избрала скромную и простую жизнь минималистки, где первое место занимает работа.


Несмотря на то, что всю жизнь Сью Коу освещает чудовищно-болезненные, тяжелейшие проблемы – она называет себя оптимисткой и обладает отличным чувством юмора.

С неослабевающей энергией Коу продолжает вести борьбу посредством художественных методов. Она говорит, что может это делать, потому что она - оптимистка. Она считает, что если людям показать их недостатки и заблуждения, они выслушают, задумаются и начнут действовать:
- Я не смогла бы продолжать работу, если бы не верила в это, - сказала художница.

Моя любимая картина Сью Коу, "Брошенные"

Картины Сью Коу выставляются в авторитетнейших музеях и галереях мира. Все средства от продажи картин идут в приют для животных Farm Sanctuary и в пользу организации In Defense of Animals (IDA).

* * *
UPD: Я написала на вебсайт "Graphic Witness" о своем восхищении работой художницы и о сделанных мною переводах.
И что же - мне ответили, и даже сама Сью Коу нашла время, чтобы написать мне!

* * *
UPD 16 июня 2008 года


В подарок от Сью Коу я получила её иллюстрированную книгу «Мёртвое мясо» (Dead meat) с негармонирующей с жутким содержанием славной надписью на титульном листе.
Читать книгу без слёз, без истерики – от ужаса - просто невозможно. Жутчайшие иллюстрации подкреплены описаниями невыносимых, невообразимых мук животных в мясоиндустрии (так называемое интенсивное животноводство).
Постараюсь взять себя в руки и перевести хотя бы часть текста...

* * *
Сострадание к животным: подробнее о художнице Сью Коу (интервью, статьи, иллюстрации)

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...